Одна из самых болезненных в России проблем – это оплата коммунальных услуг, "съедающая" солидную долю ежемесячного заработка. Ограничение роста в 15% на этот год ситуацию на рынке ЖКХ не спасет, так как остается не ясным вопрос, куда уходят средства граждан и почему рост тарифов не имеет ничего общего с качеством предоставляемых услуг.
Об этом говорили эксперты отрасли на "круглом столе" "Проблемы управления жилищным фондом России", который состоялся в Москве в среду.
Столица России отстаёт от других регионов, так как москвичи платят за жилищно-коммунальные услуги не 100% их стоимости, а 77%, а остальное за нас поставщикам отдаёт город. Так заявил недавно СМИ заммэра Москвы по экономической политике Андрей Шаронов, подчеркнув, что рано или поздно, но лучше – раньше, за несколько лет – довести платежи до 100%.
Существующая сегодня в Москве система субсидий на оплату "коммуналки", по мнению опрошенных ВЗГЛЯД-Недвижимостью экспертов этой отрасли, непрозрачна, убога и неэффективна. Хотя бы потому, что столица дотирует всех - и малоимущих, и богатых. Новая команда мэра Москвы намерена исправить этот перекос переводом субсидий только в пользу малообеспеченных и доведения общих платежей на 100%.
"К сожалению, пока никто не может ответить на вопрос, какой доход на каждого члена семьи позволит претендовать на субсидию, - комментирует ситуацию в ЖКХ управляющий директор столичной компании Андрей Скворцов. – Была и, видимо, остается практика считать "богатыми" тех москвичей, чей доход превышает 8,5 тыс. рублей в месяц. 10 лет назад таких насчитали 32% от общего числа жителей столицы. Как и, главное, кто будет и по каким критериям решать дилемму бедный-богатый сегодня – не ясно".
Не будет лишним напомнить, что, как уже сообщал ВЗГЛЯД-Недвижимость, чиновники Москвы и члены их семей специальным постановлением мэра столицы от 2001 года получили 50%-ную скидку на ЖКУ. Аналогичные льготы имеют военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов. По неофициальным данным, они составляет до 12% всех жителей столичного мегаполиса. Это означает, что за этих граждан при введении 100% оплаты услуг ЖКУ придется кому-то доплачивать, отмечают эксперты. То есть, рост в 100% - это тоже некоторая условность.
Специалисты коммунальной отрасли подсчитали, что за 10 лет (с 2001 года) доля участия москвичей в тарифах выросла с 40 до 77%.
Согласно исследованию газеты "Аргументы и факты", только за горячую воду с 2001 по 2010 г. мы стали платить в 9 раз больше, что означает повышение тарифа на 800%. Меньше всего выросли цены на электроэнергию и газ - каждая ставка выросли на 400%.
При этом, говорят изданию экономисты, в кризисные 2008 и 2009 годы стоимость "коммуналки" не должна была отражаться на платежах. По оценкам экспертов Высшей школы экономики, в кризис замедление роста цен произошло во всех отраслях, но только не в ЖКХ. Отговорки всегда одни и те же - инфляция! Валерий Овсейчук, эксперт ФАСа и доктор экономических наук, подсчитал, что за последние 9 лет она составила 265%.
"Рост цен за коммунальные услуги опережает и инфляцию, и рост доходов населения, - считает эксперт ФАС Валерий Овсейчук. - Ещё в 2005 году мы с группой экономистов по тендеру Федеральной службы по тарифам (ФСТ) разработали систему "согласованных тарифов". Это экономико-математическая модель, определяющая, насколько в каждом регионе целесообразно поднимать ставки, чтобы не снижать жизненный уровень людей. В ней учитывают все финансовые показатели, влияющие на тариф. У нас же всё делают приблизительно".
"Инфляция и то, как ее считают – дело довольно туманное, - говорит ВЗГЛЯД-Недвижимости директор аудиторской компании "Эверест-Холдинг" Елена Остроумова. - Зарплата индексируются в соответствии с инфляцией далеко не всегда и не везде, а если учитывать массовые выплаты в "конвертах", то получится, что индексируется только где-то каждый 10-й работающий москвич. Если взять за данность инфляцию в 15% в год, если судить по нашим с вами кошелькам, то кому увеличили зарплату на те же 15%?".
"Не стоит заблуждаться на счет сравнений России с другими развитыми странами мира в части оплаты гражданами коммунальных платежей, - говорит директор счетно-вычислительного центра Москвы Геннадий Повальный. – В Европе эти расходы "съедают" до 25% доходов работающих граждан, но в одной оговоркой – в эту цифру включается оплата ипотечного кредита. Именно поэтому заявления на якобы низкие коммунальные тарифы в России, которые еще предстоит поднять до европейских, можно считать попыткой ввести в заблуждение россиян. Я уже не говорю, что речь идет о совершенно разном уровне доходов граждан у нас и в Европе".
Вопрос – кому выгодно сегодняшнее положение вещей – звучит неправильно, так парадокс ситуации заключается в том, что сегодняшняя система тарифов и распределения собранных за коммуналку средств не выгодна никому. "Подавляющее количество управляющих компаний подконтрольны государственным органам, чья деятельность строго регламентирована, - считает гендиректор компании "АКЦ Жилищный аудит и сервис" Артем Корольков. - Рынка управления нет. Коммунальные услуги компании продают потребителю не по собственным ценам, а по тарифам ресурсоснабжающих организаций, которые, соответственно, и получают прибыль. При этом все расходы, связанные с расчетами (начисление платежей, оформление документов, взыскание задолженностей и др.), также несут управляющие компании. При сохранении нынешней системы отношений между поставщиками ресурсов, управленцами и потребителями 90% управляющих компаний просто обанкротятся".
"Все дело в этих самых "ресурсоснабжающих" компаниях, которые искусственно накручивают стоимость своих услуг, но как-то "забывают" о том, что получаемые ресурсы они должны направлять на модернизацию своего хозяйства, - комментирует ситуацию Елена Остроумова. – Выявить такие компании и поймать их за руку практически нереально, так как 99,9% этих фирм так иначе контролируются чиновниками муниципальных образований и фактически должны сами себя ловить…Без внедрения совершенно других методов управления и контроля за отраслью ЖКХ мы так и будем платить больше и больше по мере роста аппетитов этих чиновников".