14.01.2016

«Оскомина» на зубах современников

Один наблюдательный человек сказал: «История-это зеркало, в котором отображено все наше прошлое, настоящее и будущее, собранное воедино». В свете нарастающего повсеместного недовольства от повышения цен в области ЖКХ было бы полезно заглянуть в это «зеркало». Зачем? Хотя бы потому, чтобы постараться дать адекватное объяснение такому резкому скачку цен в сфере жилищно-коммунального хозяйства.


1922 год. Повторное введение квартплаты и оказание коммунальных услуг. Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) принимает постановление о признании частной собственности на жилье. Тарифы ЖКХ разнятся в зависимости от принадлежности к социальным классам: например, рабочие платят за воду и электроэнергию со скидкой в 50%.


Начиная с 1930-х годов наравне с расширением возможности льготной оплаты за услуги жилищно-коммунального хозяйства в той или иной мере на всех граждан приходит и муниципализация жилья. Частная собственность на квартиру просто ликвидирована: даже кооперативную квартиру нельзя поменять или продать без согласия остальных членов кооператива. Теперь ЖКХ – дотационная область экономики. Основная часть расходов по содержанию государственного жилищного фонда несет государство. Поэтому и квартплата для населения устанавливается самой низкой в мире – примерно около 4-5 % от бюджета среднестатистической семьи. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги значительно занижаются. Помимо этого примерно пятая часть населения страны пользуется различными льготными скидками.


1991 год. Выходит закон о приватизации жилищного фонда (Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"). Теперь люди, проживающие в муниципальных квартирах и заключившие договор социального найма, имеют право приватизировать свое жилье (приобрести его в собственность). А как оплачивались в то время ЖКУ? На начало 90-х годов жилищные услуги (содержание и ремонт МОП) оплачивались жильцами на 1 %, коммунальные услуги – на 8 %. Доплата поступала предприятиям ЖКХ за счет бюджетных дотаций.


1992 год. Принимается Федеральный закон (от 24.12.92 г. № 4218-1) «Об основах федеральной жилищной политики», согласно которому в течение 5 лет (к 1998 году) необходимо было перейти к 100-процентной оплате ЖКУ населением. Затем сроки постепенно отодвигались. Цифры говорят сами за себя: конец 1999 года уровень оплаты населением достиг 48 %, за период с 2000 по 2005 гг. величина оплаты жильцами ЖКУ увеличилась в 1,6 раза – с 53% до 85%.


На фоне роста цен на товары и услуги искусственное занижение стоимости тарифов на ЖКУ и коммунальные услуги повлекло за собой образование значительных убытков предприятий ЖКХ. Например, по итогам за 2000 год на каждый рубль расходов по основной деятельности предприятия ЖКХ получили 17 коп. убытков, причем в жилищном секторе убытки достигали 61 коп. на рубль расходов.


Естественно, накапливая годами убытки, предприятия сферы ЖКХ рано или поздно доходили до логического завершения такой цепочки – банкротства: на настоящий момент обанкрочены и перешли в частные руки более 98 % муниципальных предприятий жилищно-коммунального комплекса. В некоторых городах процедура банкротства энергоснабжающих и жилищно-эксплуатационных предприятий стала чуть ли не привычным явлением, повторяясь из года в год.


И даже те поступления от реализации ЖКУ в те годы уходили на финансирование текущей деятельности. А значит, ремонтно-восстановительные работы практически не велись, что повлекло ускоренный износ сетей коммунальной инфраструктуры. Помимо этого был нанесен непоправимый ущерб подготовленным кадрам, утеряны ценнейшие специалисты.


Андрей Макаревич пел: «Бесплатно только птички поют». Действительно, за все в жизни нужно платить: и за воду, и за газ, и за электричество, и за обслуживание дома, и за кажущийся бесплатным, на первый взгляд, сыр в мышеловке. И если за использованный объем ресурсов, оказываемый перечень услуг не доплатит один (собственник/наниматель), то придется платить другому (государство / предприятие ЖКХ). Эта простая арифметика привела к тому, что государство (а затем и предприятия ЖКХ) год за годом просто не справлялось с взятыми на себя обязательствами: электропроводка, системы водоснабжения, кровельное покрытие и т.п. со временем износилось, не говоря уже про ветхие дома, нуждающиеся в капитальном ремонте, или подлежащие только сносу – во многих городах России срок эксплуатации панельных домов постоянно продлевается. Естественно, собственники таких «проблемных» домов с возмущением встречают очередной рост цен за ЖКУ: «Почему я должен платить за холодные стены, за отсутствие света в подъезде, за протекающую крышу?» И тут «круг замыкается» - чтобы что-то сделать в доме, нужно это профинансировать. И помимо денежных средств тут необходимо и понимание, своего рода ответственность за жилье (как частное, так и общее), со стороны меня, Вас, их…


И что получается? История показала: приватизация жилищных расходов имела значительное отставание от приватизации жилья. В итоге получилось, что россияне привыкли к кажущейся на первый взгляд бесплатности значительной доли оказываемых им услуг - как коммунальных, так и жилищных. Но времена изменились, и платить приходиться уже на все 100 %. И это не чья-либо прихоть, это необходимость. И как тяжело ни проходило отвыкание, но отвыкать все-таки надо…Действительно, как гласит древнеизраильская поговорка, «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина».